ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич [11(23).7.1886, Москва – 7.2.1939, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы], российский живописец, график, сценограф. Учился в Строгановском училище в Москве (1903-07) у Д. А. Щербиновского, в петербургской Академии художеств (1907-13) у А. А. Киселёва и Д. Н. Кардовского. В 1909 познакомился с Д. Д. Бурлюком, Н. Н. Евреиновым и В. В. Хлебниковым, примкнул к авангардистской группе «Треугольник» участвовал в её выставке «Импрессионисты» (1909), а также в выставках « Товарищества независимых» (1912-13) и др.; член общества «Мир искусства» (с 1917). Иллюстрировал издания по русскому фольклору («Святочные гадания», 1910, и др.), рисовал (с 1911) для журналов «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Аполлон» и др. Написал (под псевдонимом Борис Гри) роман «Юные лучи» (1912). В 1909 посетил Норвегию и Швецию, в 1911 – Австрию и Францию (в Париже посещал академию «Ла-Гранд Шомьер»). В 1913 работал в Париже, создал много акварелей, рисунков и живописных работ на темы парижской жизни, отмеченных артистизмом, иногда пронизанных фантасмагоричностью и ощущением человеческого одиночества («Ночь. Карнавал», около 1913, ГРМ, и др.), серию «Женщина» (масло, гуашь, акварель, карандаш; частично издана в альбоме под названием «Intimite», 1918). Григорьев – блестящий мастер рисунка, соединивший академическую традицию с авангардом. Графичность присуща и его живописным работам: в них преобладает линия, которая с предельной остротой, граничащей с шаржем, выстраивает форму и в то же время ритмически организует всю плоскость картины. Холодная цветовая гамма вполне соответствует его кристаллоподобным, аналитически-отчуждённым «ледяным» построениям. В 1915-1916 испонил роспись (на темы фьяб К. Гоцци) литературно-артистического кабаре «Привал комедиантов» в Санкт-Петербурге (совместно с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным; не сохр.); участвовал там же в оформлении театрализованных вечеров. С 1916 работал над циклом «Расея», представляющим в гротескной форме жизнь русской провинции (частично издан в альбоме под тем же названием, тексты П. Е. Щёголева, Н. Э. Радлова и эссе «Линия» Григорьева – 1918; тексты А. Н. Толстого, А. Шайкевича, А. Н. Бенуа и Григорьева – 1922).
Борис Дмитриевич Григорьев.
Из цикла «Расея».
Издание 1918 года (Петроград).
Автор множества портретов, отличающихся заострённой характерностью (В. Э. Мейерхольда, 1916, ГРМ; Б. М. Кустодиева, М, В. Добужинского, оба 1917; Ф. И. Шаляпина, 1918, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург).
Борис Дмитриевич Григорьев.
«Портрет режиссёра В. Э. Мейерхольда».
1916.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Преподавал в 1-х Государственных художественных мастерских в Москве (1918-19). В 1919 эмигрировал, жил в Берлине, ч 1921 – во Франции. Иллюстрировал книги («Детский остров» Саши Чёрного, 1921; «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, 1932-33 и др.), исполнял портреты (серия – актёры МХТ; изданы в альбоме «Лики России», 1923; С. А. Есенина, 1923; А. М. Ремизова, 1924; М. Горького, 1926, Музей-квартира А. М. Горького, Москва; С. В. Рахманинова, 1930). Создал циклы, посвящённые Нормандии и Бретани, Латинской Америке (1927-29), монументальное полотно «Лики мира» 91930). Преподавал в Академии художеств в Сантьяго (Чили; 1928-29 и 1936-38), в Русской академии в Париже (1930), с 1931 в школе на своей вилле в Кань-сюр-Мер (где поселился с 1927); в 1935 декан нью-йоркской Академии прикладного искусства.
Сочинения: Наброски на песке (Воспоминания) // Color and Rhyme. 1951. №23; Письма // Наше наследие. 1990. №4.
Литература: Hommage a B. Grigorieff. Cagnes, 1978; Б. Григорьев и художественная культура начала ХХ в. Псков, 1991; Живопись 1920-1930-х гг. СПб., 1991; Stommels S. A. B. d. Grigoriev. A biography. Nijmegen, 1993; Поспелов Г. «Лики России» Б. Григорьева // Театр. 1994. №3; Галеева Т. Б.Григорьев. М., 1995. (А. М. Муратов)
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: